В настоящее время особое внимание в государственной политике уделяется социально – экономическому развитию субъектов Российской Федерации. Одним из инструментов территориального развития являются Центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), создающиеся с 2019 г. в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам рабочей поездки Президента Российской Федерации от 6 апреля 2018 года № Пр-580, а с 2023 года – в рамках федерального проекта “Профессионалитет”.

  В 2019-2023 годах создано 74 Центра опережающей профессиональной подготовки в 74 субъектах Российской Федерации. В 2024 году будут открыты ещё 26 центров в 26 субъектах Российской Федерации, в том числе 16 из них – отраслевой направленности: в Архангельской, Воронежской, Нижегородской, Новгородской, Оренбургской, Рязанской, Сахалинской, Свердловской, Тульской, Ульяновской областях, Еврейской автономной области, Забайкальском крае, Карачаево-Черкесской Республике, Кузбассе, Республиках Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Крым, Татарстан, Тыва, Хакасия, Ненецком, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах, Чувашской Республике. Всего, к концу 2024 году, в Российской Федерации будет открыто 100 Центров.

   ЦОПП – это региональная структура, призванная осуществлять подготовку кадров для реализации потребностей экономики региона, обеспечивать регион кадрами новой формации, формировать в регионе качественный человеческий капитал.

   Центры опережающей профессиональной подготовки стали брендами развития компетенций. Они представляют собой современные пространства, с зонированием помещений по функциональному назначению, приспособленные для организации проектной деятельности: встреч, обсуждений, презентаций, проведения лекций, профориентационных мероприятий и т.д.

   Сегодняшние ЦОПП оснащены современным VR/AR-оборудованием, программно-виртуальными комплексами виртуальной реальности, тренажерами и т.д., которые обеспечивают проведение профориентационных мероприятий и профессиональных проб. В Центрах работают специалисты по работе с большими данными, программисты, аналитики, методисты. Но главная особенность и инновационность деятельности ЦОПП заключается в том, что ЦОПП являются площадкой-агрегатором образовательных ресурсов региона, оказывающей содействие в подготовке кадров в части предложения лучших условий обучения, в подборе места обучения и преподавателей, а также в обеспечении логистики и оценке качества подготовки.

   На ЦОПП возложены существенные задачи по подстраиванию системы среднего профессионального образования к изменениям, которые предполагаются в экономиках субъектов Российской Федерации.

   Для информационного обеспечения деятельности ЦОПП разрабатываются цифровые платформы, позволяющие осуществлять многостороннее взаимодействие участников образовательных отношений ЦОПП: граждан Российской Федерации, образовательных организаций и непосредственно работодателей, в том числе малого и среднего предпринимательства.

      Создание таких Центров позволяет обеспечить подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями и оказать влияние на конкурентоспособность среднего профессионального образования Российской Федерации.


   Уполномоченным Министерством просвещения Российской Федерации федеральным оператором, осуществляющим экспертно-консультационное и организационно-методическое сопровождение ЦОПП, с 2021 года является Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования».